В зоне специальной военной операции у войск противоздушной обороны особая роль.
Они ежедневно отбивают тысячи атак с воздуха. Эпоха высоких технологий диктует новые правила работы, а беспилотные летательные аппараты играют все большую роль на современном поле боя. Используются они не только для разведки: с дронов сбрасываются гранаты, мины и другие взрывные устройства.
Каждый сбитый дрон противника может означать одну или несколько спасенных жизней боевых товарищей и мирных граждан. Сбитых «птичек» на счету Игоря Юськова из Майска уже более тысячи. Вместе с товарищами они ежедневно отражают атаки не меньше 50 украинских дронов.
Сегодня наш земляк охраняет воздушное пространство над городом Кременная.
– Многие считают, что наше ПВО плохо работает и служба здесь легкая. На самом деле мы выполняем тяжелые боевые задачи. Часто рискуем жизнью во время охоты на дроны, а находясь на боевом посту, нужно быть особенно бдительным. Ведь если мы пропустим один дрон, это может означать, что он где-то найдет свою цель и из-за этого пострадают чьи-то жизни, – отмечает Игорь.
Игорь Юськов 1986 года рождения. Окончил Майскую школу и о том, чтобы стать военным, мечтал давно. К сожалению, по состоянию здоровья он был не годен к службе. Когда началась спецоперация, он не раз пытался пойти добровольцем, но его не брали. В июле прошлого года Игорь все же сумел добиться своего.
– Я чувствую себя здоровым полноценным человеком, и поэтому планировал отправиться за «ленточку». Думал, что мой долг – быть вместе с другими защитниками Родины, — говорит мужчина. – О своем решении долго никому не говорил. Потом об этом узнали сестры и супруга. Конечно же, ругали меня, хотели отговорить. Но я был твердо уверен в том, что пригожусь там хоть чем-нибудь.
Через границу нас перебросили 30 августа прошлого года. Да, было страшно, но я не жалел о своем решении подписать контракт и сейчас горжусь тем, что защищаю интересы своей страны.
Первый боевой опыт я получил уже через несколько дней после прибытия. Мы выехали на задание – охоту на дронов. В поле увидели наших пехотинцев, они застряли на автомобиле УАЗ. Мы с ребятами подъехали к ним, чтобы помочь. Противник уже знал о их местонахождении, так как до нашего приезда ребята сбили украинский дрон. Пока мы пытались вытащить автомобиль, начала работать артиллерия противника. Кругом начались взрывы, мы еле «унесли ноги». Слава богу, никто не пострадал. Надо отдать должное нашим командирам. Они всегда принимают грамотные решения и заботятся о том, чтобы никто из нас не пострадал. Тогда во время отхода мы все разбежались «врассыпную». Я успел укрыться в какой-то маленькой норе. Даже сам не понял, как запрыгнул туда и уместился там. Во время этих действий разбилась рация, на меня не могли выйти и узнать о моем состоянии. Сначала думали, что я погиб, но мне удалось выбраться.
Однажды во время атаки дрона я и сам думал, что всё – погиб. С товарищем мы охотились за беспилотником на крыше одной из многоэтажек. Заметили, открыли огонь из автомата по нему. На высоте в него трудно попасть, он как маленький воробушек в полете. Расстрелял весь автоматный рожок по нему и не попал. Думал: всё! Дрон завис в воздухе и готовился к атаке. К моему счастью, подоспели другие сослуживцы и сбили его.
Дроны очень часто атакуют город. До нашего прихода их летал целый рой. На улицах было пусто, кроме военных никого не было. После того как мы «закрыли» город, то есть создали противоздушную оборону, сюда начали возвращаться местные жители. На улицах стали гулять дети.
Некоторое время назад через город дроны противника прорывались на Воронеж. В эту ночь вся Кременная светилась от наших трассирующих пуль. Это пуля, которая светится в полете. Удобно в том, что товарищи видят, в какую сторону ты стреляешь и быстро могут определить цель. Небо то и дело озарялось от взрывов и трассера. Жужжало везде.
Для противника мы как кость в горле, так как не даем им пройти. Сейчас тем более везде установлены системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), и они стали меньше атаковать город. Не раз они посылали на нас свои диверсионные группы. К счастью, им ничего не удалось.
Но, не смотря на то, что мы постоянно дежурим и охраняем небо, все равно есть опасность.
Противоздушная оборона – это командная работа. Без уверенности в своих товарищах здесь нельзя. Во время охоты на дроны, ты должен быть уверен, что тебе прикроют спину.
Я сейчас сижу «на очках», смотрю в экраны и вычисляю беспилотники противника. Раньше наблюдение за воздухом мы вели на улице. Несли круглосуточное дежурство и в дождь, и в мороз. Но среди нас много талантливых ребят, так сказать, «кулибинов». Они смастерили специальную антенну, установили в укрытии мониторы, через которые можно наблюдать за небом. Теперь на боевом посту гораздо комфортнее, во-первых, в укрытии, во-вторых, в тепле, – отмечает военнослужащий.
Находясь в отпуске, Игорь решает все накопившиеся дела по хозяйству. Вместе с супругой они воспитывают троих детей. Все они очень соскучились по папе, поэтому все свое время в основном он уделяет семье.
Федор Токтонов