Ольхонская общественность намерена издать сборник историй участников специальной военной операции. Эта идея возникла после того, как рассказ пехотинца, жителя поселка Еланцы Алексея Бодоева «Русский шаман» вошел в книгу «Жизнь за други своя». Ее выпустил Государственный фонд «Защитники Отечества» по инициативе писателя и общественного деятеля Захара Прилепина в 2024 году. Однако и у Алексея, и у других ольхонских бойцов еще есть истории, которые достойны быть услышанными прежде всего молодым поколением.
Позывной МЧС
«Мы стояли в поселке городского типа, название точно не помню. По соседству с нами жила семья (на время боевых действий жители уезжали, но после освобождения вернулись). У них с собой был дизельный генератор: мы им давали солярку, а они включали дизель, и у всех был свет и электричество.
Нам выдавали сухпай: мука, макароны, но не все мужики готовить умели, да и готовить было некогда. Мы просто отдавали этой семье все продукты, что у нас были, а они готовили из этого для нас еду, хлеб пекли, с огорода угощали тем, что наросло. В этой семье была маленькая девочка лет пяти. Она заикалась сильно, ночами спать не могла, часто кричала. Травма была из-за сильного испуга…», – так начинается рассказ под названием «Русский шаман».
Книга лежит на столе в кабинете социального координатора фонда «Защитники Отечества» в Ольхонском районе, где мы встретились с одним из ее авторов. На форзаце надпись: «Алексею «МЧС» от «Захара». За Победу! Братски». Ее оставил Захар Прилепин. Его позывной узнаваем. А почему адресат МЧС?
– Я раньше работал диспетчером в районной Единой диспетчерской службе. Фамилии «за ленточкой» не используют. Мало ли, в эфире проскочит. У всех есть позывные. У меня с собой была старая футболка МЧС, вот по ней меня и прозвали, – улыбается ветеран СВО Алексей Бодоев.
Он сидит напротив в форме с наградами. Одна из них – медаль «За отвагу». К разговору о главном сразу не приступаем. Прихлебываем с дороги чай, обсуждаем погоду и улыбаемся его шуткам. Алексей Бодоев сразу располагает доброжелательностью, открытостью и чувством юмора. Понимаем – беседа состоится. Без надрыва и пафоса, спокойно и вдумчиво он начинает свои рассказы. Всех здесь и не передашь. А от некоторых его воспоминаний мороз идет по коже.
– Это было в другом населенном пункте, не в том, о котором идет речь в книге. Мы зашли туда после боев, а из подвалов стали выходить мирные жители – женщины, старики, дети. И девочка одна с ними. Лет шесть-семь ей, наверное. Худая, вся грязная, чумазая. Подошла смело так к стоящему неподалеку пулемету и спрашивает: «А это из него нас убивают?». Понимаете, их ведь «та сторона» просто уничтожала. Мы все, здоровые мужики, не могли в тот момент сдержать слез. Мне и сейчас плакать хочется, когда я это вспоминаю. У меня ведь тоже внучка маленькая. Не дай бог ей такую судьбу…
Вперед, на врага, сжав кулаки
«Со мной с Усолья-Сибирского парнишка служил, позывной Шатун. Сам парнишка русский, но был шаманом: год с настоящими шаманами прожил, учился у них. Так вот, Шатун сходил к нашим соседям, посмотрел на девочку, пообщался с родителями. Какие-то инциденты собрал, что-то велел давать малышке да по углам дома брызгал…»
В начале 2022 года в гости к Алексею Бодоеву приехал зять из Бурятии. Сказал, что подписал контракт. Отправляется на границу с Украиной на военные учения. Тесть сам когда-то прошел Чеченскую кампанию: сразу смекнул, что к чему. Не юнец, честно говоря, но все думал – как же так, зять там, а он здесь, в тылу. В итоге сумел пройти медкомиссию и тоже отправился служить по контракту. С Шатуном познакомился в Юрге. О шаманском опыте русского сослуживца и не подозревал до того самого случая:
– Товарищ мой, неравнодушный такой человек, любопытный, общительный и подвижный. Как-то ребята спрашивают: «А где он шатается?». Вот и стал Петр – так его зовут – Шатуном.
Служили два товарища в составе 74-й отдельной мотострелковой бригады. Шли с боями по территории ЛНР, порой не запоминая названия поселений. Они там один на одном: «Это тот, где мы пустую флягу нашли», «Ну там, помнишь, где сожженная БТР стояла». Насмотрелись всякого. Однажды им показали изъятые украинские школьные учебники. А там пишут про то, как самостоятельно изготавливать бомбы, да другие пакости «москалям» делать. Слушали жуткие свидетельства «мирняка» о зверствах нацистов, особенно наемников, особенно в отношении красивых женщин. Сжимали крепче зубы и дальше проламывали натиск врага. Дошли до Лисичанска – последнего на тот момент еще не освобожденного населенного пункта Луганской Народной Республики.
– Там на окраине есть село Белая Гора. Мы заняли стратегическую высоту и три дня ее удерживали. Мы были всегда вместе с Шатуном. Порой лежим в окопе, вокруг бабахает. Страшно, но мы шутим. И все мимо пролетало. А тут он отлучился по делу в соседнее подразделение. В этот момент нас накрыло из польского миномета. Практически все наше отделение было ранено и контужено. Крики, шум, трехсотых грузят по машинам. Меня тоже увезли, Шатун вернулся, а нет никого.
В сутолоке ольхонский боец тоже вернулся назад – высоту нужно было удержать во что бы то ни стало. Говорит, мало что соображал, только вдруг увидел, что на него странно смотрят. И только тут понял, что он ничего не слышит. Контузило. Пехотинца все-таки убедили ехать в госпиталь на лечение.
Чудо «за ленточкой»
«Три дня Шатун лечил девочку. И она перестала заикаться. Стала хорошо спать. В поселке сразу пошли разговоры про нашего шамана. А я-то сам среди всех один азиатской внешности. Вот и произошел такой случай: пришла бабушка и спрашивает: «Ты шаман?». «Нет», – говорю. – «Не я». Тут как раз выходит Шатун, и я объясняю, что это он девочку вылечил. Бабушка попросила его: «Будущее предскажи, а то вообще ничего не понятно». Шатун не растерялся и успокоил ее: «Бабушка, теперь все нормально будет. Иди с богом».
– Когда наш фонд предложил собирать истории для сборника «Жизнь за други своя», я сразу подумала об Алексее. Он сейчас вернулся домой, восстанавливается после ранения, работает в школе вахтером. Алексей – отзывчивый человек. И всегда соглашается провести с ребятами «Уроки мужества», другие мероприятия. Если я буду рассказывать школьникам об СВО, они могут не поверить. Только сами участники событий, очевидцы, могут достоверно все передать, поведать о героических поступках своих товарищей, о том, с чем приходится им сталкиваться «за ленточкой», – вступает в разговор социальный координатор фонда «Защитники Отечества» в Ольхонском районе Валентина Бадаева.
С ветераном СВО она записала около 10 интервью на диктофон. Все получившиеся истории оформили и отправили в оргкомитет. На время об этом позабыли. И тут приходит новость из Москвы: один из рассказов ольхонского воина попал в сборник. Единственный из всех, присланных из Иркутской области. В столице Алексею Бодоеву вручили книгу и благодарность председателя фонда «Защитники Отечества» Анны Цивилевой – за истинный патриотизм и служение Родине, сохранение исторической памяти, соблюдение традиций и ценностей русского народа.
Встреча фронтовых друзей
Говорим долго, и Алексей поправляет на руке часы. Их ему недавно вручил губернатор Игорь Кобзев, когда был в рабочей поездке по Ольхонскому району. Он поблагодарил участников специальной военной операции за мужество и отвагу, проявленные на передовой. В октябре у Алексея Бодоева была еще одна знаковая встреча – с героем его рассказа.
– После контузии у меня почему-то тоже появилось заикание, хотя не в первый раз контузило. И Шатун мне тут тоже помог, как-то пошаманил, и все прошло. Он сам, правда, после этого очень усталый был, как выжатый лимон. И с сентября 2022 года мы не виделись. Но созванивались. На передовой нет связи, только после выполнения боевой задачи на отдыхе есть такая возможность. И когда он подолгу не выходил на связь, я переживал. А тут вдруг он после ранения приехал домой в Усолье. Вот мы и встретились. Когда он узнал, что про него рассказ напечатали, был в шоке. Попросил книгу для своей мамы, – снова улыбается Алексей.
Представители фонда «Защитники Отечества» организовали встречу боевых товарищей. Она прошла в краеведческом музее Усолья-Сибирского. Послушать истории бойцов пришли школьники. У Петра на груди рядом с воинскими наградами были шаманские зеркала, одно из них – новое. Похоже, в иерархии шаманов его повысили.
– Встреча с ребятами получилась очень хорошей, – продолжила Валентина Бадаева. – Шатун, кстати, ответный рассказ написал, мне отправил про тот случай, когда Алексея контузило, и он вернулся на позиции. Он пишет, как наш земляк кричал: «Ребята, я с вами!». Петр признался, что его в тот момент такая гордость за друга взяла, и у всех остающихся на высоте наших солдат появился боевой настрой громить врага.
Алексей меж тем мечтает вернуться к своим, «за ленточку». Однако единоверцы, как и друг Шатун, предупреждают: тебе пока рано.
Фонд «Защитники Отечества» готовит к выпуску уже третий сборник с рассказами об СВО. Какие истории бойцов из Иркутской области войдут в него, пока неизвестно. Тем временем в Ольхонском районе есть договоренность с властями опубликовать свой сборник с рассказами воинов-ольхонцев хотя бы в электронном виде. Но, надеемся, что найдется меценат, который поможет издать бумажную версию бесценных свидетельств героев нашего времени.
Газета «Областная», Юлия Мамонтова, 06.11.2024