Жительница посёлка Юрты Людмила Смушкина год назад стала автором идеи о создании в Тайшетском районе разветвлённой сети волонтёрских точек по плетению маскировочных сетей. Это позволило осуществлять закупки соответствующего материала централизованно, грамотно распределять его по точкам, и в итоге обеспечивать участников специальной военной операции необходимой им маскировкой.
- Людмила Васильевна Смушкина родилась в Красноярске. В детстве с родителями очень часто меняла место жительства: за 10 лет сменила семь школ. Именно с этим связывает свои коммуникативные способности.
- Училась на матфаке Красноярского госуниверситета. Вышла замуж, переехала в посёлок Юрты. В результате пятый курс заканчивала заочно в пединституте. В конце девяностых получила второе образование – юридическое.
- Работала в школе пос. Юрты, преподавала в Тайшетском медицинском техникуме.
- Возглавляла районный штаб «Молодой Гвардии Единой России». Руководила Тайшетским исполкомом «Единой России».
- Мать троих детей. После выхода на пенсию, занялась внуками. С момента начала специальной военной операции – волонтёр.
Как всё начиналось
После того, как президент объявил о начале специальной военной операции, я сразу начала размышлять о том, чем могу помочь нашей стране. Просто так воспитана, поэтому остаться в стороне не могла. А поскольку ещё никаких движений на местном уровне не началось, я участвовала в различных сборах средств, которые проводил «Народный фронт» — сканировала с экрана телевизора QR-коды и перечисляла деньги в пользу российских солдат.
Потом объявили частичную мобилизацию. У меня три сына, и я была готова к тому, что кого-нибудь из них призовут. И уже тогда чётко для себя понимала: если это случится, то обязательно примкну к волонтёрам, которые работают в приграничной зоне и там обязательно найду себе применение. Чтобы и стране пользу приносить, и быть где-то рядом с ребёнком. Ну что меня, пенсионерку, держит дома?
Ни один из детей под мобилизацию не попал.
Вскоре из местных новостей узнала о том, что в Тайшетском районе появились небольшие группы людей, которые помогают фронту – шьют спальники, плетут маскировочные сети, собирают и направляют на фронт благотворительную помощь.
Училась по материалам минобороны
Начала думать: чем же я могу помочь? Наверное, материалом. Но понимаете – мало того, что я педагог, так ещё и математик. Поэтому решила углубиться в вопрос и детально изучить, какие нити для маскировочных сетей, какая ткань, какой расцветки…
Присоединилась к различным группам в мессенджерах, стала общаться с волонтёрами со всей страны, которые владеют вопросом, начала проходить мастер-классы. Даже больше вам скажу – я вникла в материалы Министерства обороны, в которых даётся чёткое описание того, какими должны быть маскировочные сети.
Мне было очень важно понимать: уж если тратить деньги и силы, то делать это нужно с умом и плести правильную маскировку. Чтобы сети были именно такими, какими они должны быть по технологии. Вы не представляете, сколько там тонкостей и нюансов! Начиная с толщины нити и её огнеупорных свойств и заканчивая расцветкой.
Так попала в красноярскую группу волонтёров, у них выяснила, где они покупают материал. А в итоге пришла к соседке Светлане Грязновой и говорю ей: «Света, я вот уже неделю мучаюсь, хочу дома начать сети плести сама». А она мне тут же в ответ: «Я с тобой! Давай вместе!»
Заказали материалы, а пока мы их ждали, ко мне обратилась руководитель движения «Своих не бросаем. Юрты и Половино-Черемхово» Евгения Темерзянова. И предложила не дома сидеть и инициативничать в олиночку, а собрать группу единомышленников, чтобы вместе с ними плести сети.
Надо – значит надо.
Начали искать помещение. В этом нам помогла глава местной администрации Любовь Бунис. Мужчины нам соорудили рамы, основы, стойки – в общем всё, что нужно. И закипела работа.
Сначала все нарезки мы делали, что называется, руками. С помощью ножниц. А это, как вы понимаете, очень долго и трудоёмко. Потом учитель технологии из школы №24 Николай Михайлович Пухилас по схеме соорудил нам замечательный агрегат, который в десятки раз ускорил процесс.
Так мы – человек восемь-девять — начали потихоньку плести сети и отправлять их нашим бойцам. Конечно же, по вдохновению не работали и не работаем. Делаем только то, что нужно нашим воинам – по их прямым запросам.
Хочу особо отметить то, что в наш небольшой коллектив влились даже школьники – они приходили два-три раза в неделю и работали наравне со взрослыми.
Как создавалось наше единое сообщество
И вроде бы всё ладно, но было одно серьёзное но. Материалы стоили очень дорого, а цена доставки порой превосходила стоимость самого материала. Тогда я подумала, что если этот процесс как-то централизовать, объединиться с другими волонтёрами и закупать ткань оптом, это позволит серьёзно удешевить и материал, и доставку.
Обратилась с этой идеей к заместителю мэра Тайшетского района Вячеславу Никулину. Я предложила ему открыть точки плетения маскировочных сетей повсеместно – по всему району. И закупать материалы большими партиями. А потом распределять их по этим точкам. Например, в Красноярске такая схема работала просто прекрасно!
Идея была всецело поддержана.
Первым нашим серьёзным шагом в этом направлении стал большой мастер-класс, который я провела в доме культуры «Юбилейный». На него приехали около 50 представителей образования, трудовые коллективы. Перед ними я выступила и подробно рассказала о замысле.
И проект начал работу! Сейчас в него включено более 20 точек по плетению маскировочных сетей. Закупка ткани теперь осуществляется оптом напрямую на фабриках — через районный совет ветеранов. Он же распределяет ткань и выдаёт её волонтёрам из всех уголков нашего Тайшетского района.
Для меня как педагога было очень важно, чтобы в процесс были вовлечены школьники: здесь вам и воспитание патриотических чувств, и приобщение к труду.
Не могу не вспомнить об областном волонтёрском форуме, который состоялся в конце прошлого года в Иркутске. Из Тайшетского района на это мероприятие ездила весьма представительная делегация. Администрация района выделила нам автобус, что позволило принять участие в форуме многим представителям малых волонтёрских групп. Это был очень важный объединяющий, организующий форум, который дал чёткое понимание того, что нас в Иркутской области очень много. Мы знакомились, общались, обменивались опытом.
Чуть позже аналогичное мероприятие прошло и в Тайшетском районе.
Плетём несколько видов сетей
Сегодня мы плетём разные виды маскировочных сетей. И об этом я регулярно и подробно рассказываю в своём Telegram-канале. Там не только выставляю все свои «обучалки», но и активно общаюсь с начинающими волонтёрами не только из Тайшетского района, но и из разных уголков страны.
Какие мы делаем сети?
На танки — в комплекте две сети: 4,5 на 8 метров на сам танк плюс оплётка на ствол – 5 метров на метр. По просьбе наших бойцов внедрили своё изобретение – оплётки на ствол начали делать на липучке. Теперь их не нужно приматывать верёвками.
Есть у нас стандартные маскировочные сети — 3 на 6 метров. Это для блиндажей, для укрыва машин. Есть индивидуальные сети – они разных размеров.
Также делаем нашлемники, оплётки на оружие — это в основном для снайперов. Есть накидки для штурмовиков, разведчиков, операторов дронов. Делаем маскировочные халаты – с рукавами и без.
В своей повседневной деятельности мы ориентируемся на конкретные боевые задачи и запросы наших воинов.
А с некоторых пор ко мне стали обращаться с просьбами по поиску пропавших без вести бойцов или солдат, находящихся в госпиталях. Я вступила в специальное закрытое сообщество, и количество таких просьб заметно возросло. Теперь в том числе оказываю содействие родным не только в поиске воинов, но и в том, чтобы им связаться с находящимся на излечении родственником или попасть к нему в госпиталь. Оказываю содействие и в том, чтобы транспортировать наших раненых солдат из одного города в другой.
Разумеется, вся эта деятельность ведётся в плотной связке с сотнями волонтёров по всей России.
ИА Тайшет 24, 21.10.2024